work-Градостроительная концепция пространственного развития фрагмента застройки исторического центра Красноярска
Градостроительная концепция пространственного развития фрагмента застройки исторического центра Красноярска
Номер в каталоге
5
Участвовал в
Рейтинг 2021
Раздел
Концепции
Номинация
Urban planning
Город постройки
Красноярск

Описание

Авторский коллектив с уважением относится к идентичности Красноярска и отдает себе отчет в том, что территориальная идентичность  может быть сформулирована только  людьми, живущими в конкретном городе, муниципальном образовании или поселении. Только красноярец  до конца  представляет,  из чего происходит  идентичность родного  города, и какие культурные коды она содержит.

Авторский коллектив ценит  градостроительное творчество красноярских архитекторов и скульпторов, опытнейшего А.С. Демирханова, заслуженного архитектора России и считает не корректным изменение сложившихся архитектурных образов, перемещение скульптур и скульптурных ансамблей, созданных в конкретное историческое время и в конкретном градостроительном контексте.

Территория, в отношении которой разработана градостроительная Концепция, находится в центральной исторической части города Красноярска в границах набережной Енисея -  ул. Перенсона - ул. К. Маркса - ул. Сурикова и по определению  красноярцев представляет собой левобережную предмостную площадью Коммунального моста. Именно левобережная предмостная площадь сегодня одновременно является административным, общественно-деловым и культурным центром Красноярска, его визитной карточкой и активно посещается жителями и гостями города. Кроме этого наличие мостового перехода, трассировка магистралей общегородского и районного значения, сложившаяся улично-дорожная схема улиц  придают площади значение  сложного транспортно-пешеходного узла в инфраструктуре города.

Территория проектируемого общественного пространства площади функционально организована и разграничена документами градостроительного планирования на функциональные зоны:

- делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры;

- объектов автомобильного транспорта;

- городской рекреации;

- рекреационная лесопарковая зона вдоль берега реки Енисей.

 

Время бесспорно оставило свой  индивидуальный отпечаток в развитии территории левобережной предмостной площади. Формирование её общественного пространства происходило в разные временные отрезки истории Красноярска.  По нашему мнению исторический облик архитектуры советского периода, в корректном  компромиссе с объектами культурного наследия Красноярска, скульптурными памятниками и фонтанами, набережной Енисея создали свою атмосферу культурной аутентичности и уникальности места. Левобережная предмостная площадь Коммунального моста приобрела свою уникальную пространственную структуру и интереснейшее террасное построение архитектурного ансамбля.

Общественное пространство верхней террасы сформировано Театральной площадью,  сквером у здания Администрации города, зданием Администрации города (городской Дом Советов, архитекторы А.С. Демирханов, А.С. Бусянин), гостиницей «Красноярск» (архитекторы А.С. Демирханов, К.Ф. Неустроев), зданием Енисейского речного пароходства (архитекторы А.С. Демирханов, Л.Л. Францев), зданием Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского (архитектор И.А. Михалёв),  комплексом светомузыкальных фонтанов (архитектор А.С. Демирханов), скульптурой Аполлона (скульптор А. Ткачук, архитектор А.С. Демирханов), остановочные пункты общественного транспорта  и надземный пешеходный переход через ул. Вейнбаума.

Соединения  верхней и нижней террас площади оформлено каскадным фонтаном со скульптурной группой «Реки Сибири» (скульптор К.М. Зинич, архитектор А.С. Демирханов).

На нижней террасе расположены объекты культурного наследия регионального значения: «Коммунальный мост» (архитекторы П.А. Егоров, К.К. Ивашева,1956-1961 гг.), «Красноярский краевой краеведческий музей» (архитектор Л.А. Чернышов, художник К.Ф. Вальдман, 1912–1929 гг.), а также археологический объект культурного наследия «Поселение «Музейное – 1». Комплекс объектов исторического наследия нижней террасы корректно дополнен  строящимся зданием гостиницы и памятником А.П. Чехову, (скульптор Ю.И. Ишханов, архитектор А.С. Демирханов).

Кроме того территория нижней террасы включает объект городской транспортной инфраструктуры - двухуровневую транспортную развязку Коммунальный мост – ул. Дубровинского.

Для авторского коллектива стало важным очевидная  многослойность среды и понимание того, что реальная градостроительная ценность не придумана специально, а явилась  следствием активной жизни городского сообщества Красноярска. В контексте сложившегося рекреационно-туристического кластера левобережной предмостной площади главным для нас стало взаимодействие  не только с рельефом и ландшафтом, но и с историко-культурными кодами единого общественного пространства.

По мнению членов авторского коллектива, современное состояние планировочной структуры и функциональной организации предмостной площади, развиваясь во времени,  всё же не стали симбиозом разно форматных общественных пространств открытого и закрытого типа.

Театральная площадь, Сквер перед зданием Администрации города, территория вокруг памятника А.П. Чехову, автостоянка у Коммунального моста,  участок улицы Дубровинского у Красноярского краевого краеведческого музея и рекреационный комплекс набережной Енисея рассечены транспортной схемой города на отдельные планировочные фрагменты.

Авторская градостроительная Концепция развития рекреационно-туристического  кластера под открытым небом строится на единстве функционально оправданных   архитектурно-планировочных,  объемно-пространственных, ландшафтных и дизайнерских  решений. По нашему мнению только прямое взаимопроникновение общественных пространств создаст значение единства общественного пространства всей предмостной площади.

В Концепции единого общественные пространства «ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ» и  «СКВЕР» перед зданием Администрации города соединены широкой площадью-переходом. При этом на первом уровне (уровень ул. Вайенбаума) размещаются помещения транспортно-пересадочного назначения с лифтами для подъема на второй уровень новой площади и туалетами. На втором уровне – крытое многофункциональное пространство «ПЛОЩАДЬ ПЕРЕХОД» в виде  естественного продолжения «ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ» с элементами культурного центра, открытые кафе, малыми архитектурными формами, зелёными насаждениями и искусственными водоёмами. Новое всесезонное рекреационное пространство объединит общественное пространство верхней террасы левобережной предмостной площади и дополнит его возможностью организации  любого  тематического  действия,  насыщенного дополнительными визуальными образами,  событиями и возможностью  ещё большего общения. Здесь в атмосфере уюта и тепла можно встретиться с друзьями, погулять с детьми и просто передохнуть в ненастную погоду.

В центральной  части  предмостной площади мы предлагаем вынести малозначимые, в контексте единого градостроительного ансамбля, сооружения (ул. Бограда, 21 и ул. Дубровинского, 86) и  исключить возможности транзитного движения по ул. Бограда.  При этом видовой коридор ул. Бограда (Садовой) предлагается сохранить в виде пешеходной «УЛИЦЫ САДОВОЙ» с газонами и посадкой плодовых деревьев, отдавая должное "генетической  памяти" самой улице  и исторической структуре городских улиц Красноярска. В праздничные дни «УЛИЦА САДОВАЯ» может превращаться в единое торговое-ярморочное пространство.

Кроме того в Концепции предложено  исключить  правосторонний съезд с ул. Вайенбаума на ул. Дубровинского и правосторонний выезд с ул. Дубровинского на Коммунальный мост. По мнения авторского коллектива левобережная транспортная развязка Коммунального моста не имеет перспективы стать полноценной развязкой во  все направлений, а прямое исключение правостороннего  съезда-выезда Коммунальный мост – ул. Дубровинского не окажет принципиального значения на городскую  транспортную схему. Вместе с тем принятие такого решения позволит объединить  территории верхней и нижней террас левобережной предмостной площади в единое доступное только для пешеходов общественное пространство.

Мы не планируем устройство велодорожек и активного движения  велосипедистов по пешеходным зонам верхней и нижней террас предмостной площади и предусматриваем паркинги для велосипедов жителей города вдоль тротуаров и у входов в пешеходные зоны.

В нашей концепции общественное пространство нижней террасы заслуженно  может  претендовать на название «ПЛОЩАДЬ  им. А.П.ЧЕХОВА». При этом существующий памятник становится композиционным центром новой площади.

Отдавая приоритет общественному транспорту и абсолютно предсказуемым ограничениям  движения личного автотранспорта  в  центральной части города в праздничные и выходные дни, авторская градостроительная концепция исключает автостоянку у Коммунального моста.

На месте автостоянки предлагается выстроить  открытый скейт-парк. Открытый «СКЕЙТ-ПАРК» это не противостояние уже существующему комплексу SKP «Sportex» в зоне отдыха Татышев острова, а обращение к истокам этого вида экстремальной активности молодёжи. Не в залах, а на городских улицах. Как часть городской уличной культуры, как неотъемлемая часть общественного пространства, и место активного отдыха. Скейт-парк с соблюдением международный требований в области дизайна, функциональности и безопасности экстрим парков для соревнований и шоу среди городского шума. Здесь, как и в SKP «Sportex» станут возможными проведение шоу и соревнований по BMX-фристайлу и роликам в дисциплине парк и стрит. Кроме того что открытый скейт-парк даст возможность многим горожанам заниматься любимым спортом, он создаст условия для общения единомышленников в центре городской активности. Рампы, пандусы, памп-треки и трибуны для зрителей  из взаимозаменяемых элементов позволят менять конфигурацию спортивной площадки из трека модулей, и формировать любую компоновку трасс как ровных и безопасных для детей 7-14 лет, так и для опытных райдеров, предпочитающих более экстремальную активность и выполнение трюков на специальных фигурах.

Концепция предусматривает прокладку  ул. Дубровинского (Береговая) в тоннельном исполнении  от здания Краевого краеведческого музея  до ул. Перенсона. В нашей версии над автомобильным тоннелем (ул. Дубровинского) прокладывается пешеходная зона - «УЛИЦА БЕРЕГОВАЯ». Новая пешеходная зона по берегу Енисея и в точном соответствии историческому коду места, а в праздничные дни подобно пешеходной «УЛИЦЕ САДОВОЙ» также превращаться в единое торговое-ярморочное пространство.

Проектные решения нашей градостроительной Концепции исключат любое транзитное движение  транспорта по территории левобережной предмостной площади, позволят соединить разобщенные фрагменты единого общественного пространства и создать новые места досуга и общения,  изучения и познаний, места творчества и здорового образа жизни для горожан.

Исключив  рассекающее движение личного автотранспорта, мы предлагаем сформировать активный пешеходный трафик от верхней террасы до нижнего уровня набережной Енисея по двум променадам.

Главным направлением пешеходного движения, главным променадом,  безусловно,  является каскад площадей «ТЕАТРАЛЬНАЯ – им. А.П.ЧЕХОВА – НАБЕРЕЖНАЯ ЕНИСЕЯ».

Не менее важным  становится и променад «СКВЕР» (у здания Администрации города) – «ПЛОЩАДЬ ИСТОРИИ» (у здания  Красноярского краевого краеведческого музея) – «НАБЕРЕЖНАЯ ЕНИСЕЯ». При этом новая «ПЛОЩАДЬ ИСТОРИИ» перед зданием музея, принимая пешеходные потоки, станет интересным и востребованным пространством  для выставок, творческих акций, площадкой для обучения желающих традиционным искусствам и ремеслам, а креативное пространство под аркой Коммунального моста «МОСТ» может стать творческой сценической площадкой, площадкой концептуальных перформансов и ещё одним достопримечательным местом  Красноярска.

Благоустройство «НАБЕРЕЖНОЙ ЕНИСЕЯ» предлагается дополнить лестничными спусками и пандусами, завершающими пешеходное движение от верхней террасы предмостной площади к бульвару набережной, и  устройством нижнего уровня набережной Енисея у уреза воды.

Единообразные классические приёмы  формирования площадей и авангардная линейная графика из тротуарной плитки в нашей Концепции подчеркнут проектную идею единого общественного пространства левобережной предмостной площади, проникающих направлений и притягивающих  пересечений в центрах активности городского общественного пространства.

Концепция озеленения территории левобережной предмостной площади сохраняет существующие газоны и дополняет их новыми объёмами за счет использование участков транспортной схемы.

В графическом рисунке благоустройства озеленённые участки  подчёркивают основные направления, формируют площади и видовые коридоры. В новых общественных пространствах возрождённых «УЛИЦ» озеленение копирует структуру традиционных уличных газонов.