Образное моделирование (скачать)
Предисловие
Если говорить об архитектуре как о ху- дожественном явлении, то она не от- носится к свободным видам искусства. Формообразование в архитектуре – это закономерное отражение объективных зависимостей, существующих в матери- альной, психической и духовной сферах жизни человека. Поэтому поиск зако- номерностей в творчестве при решении художественных проблем становится всё более актуальной задачей в учебном процессе.
В данном учебном пособии отражён десятилетний опыт работы автора со студентами кафедры «Архитектура» Ухтинского государственного тех- нического университета по проблемам изучения художественной специфики архитектурного формообразования. Здесь выдвинута концепция построения архитектурно-художественной формы на основе поэтапного процесса, способствующего распознавать образы идей в наличной дей- ствительности и преобразовывать их в архитектурные за- мыслы, что явилось движением к осмысленному подходу в формотворчестве.
Начало пособия представлено в упражнениях по из- учению языка творческой архитектурной деятельности, в которых присутствует формальный характер. Это даёт воз- можность их наполнения пропедевтическим содержанием. Тематическое графическое и объёмно-пространственное моделирование рассчитано на приобретение навыков це- ленаправленного композиционного творчества. Поскольку композиционное моделирование является основой архитектурного проектирования, здесь ставится цель формирования методической базы профессиональной деятельности.
Работы выстроены по принципу от «простого к сложно- му», включая курсовые работы и промежуточные упраж- нения познавательно-созидательного уровня. По качеству информации курсовые работы представлены как образно- композиционные модели с графическими или объёмно- пространственными характеристиками, претендующими на художественно-значимый объект с символическими и зна- ковыми особенностями.
Данный факт расширен в идею систематизированного построения специальных вопросов практики освоения об- разного моделирования, позволяющих синтезировать от- дельные этапы учебного процесса (композиционную и про- ектную) в единую комплексную систему. Это отражено в курсовых работах по основам архитектурного проектирова- ния и в дипломных проектах.
Автор осознаёт, что принятый им подход не претендует на полное освещение спектра вопросов, связанных с проблематикой осмысленного построения архитектурно-худо- жественного образа. Это требует дальнейшей углублённой проработки. Изложение во многом носит характер автор- ской интерпретации самой концепции архитектурной фор- мы. Исследование опирается на методологию гуманитарных знаний, рефлексивного и феноменологического анализа, а также формируется на практических и эксперименталь- ных авторских разработках, выполненных на кафедре «Ар- хитектура» Ухтинского государственного технического университета. 6