work-Концепция формирования лесопаркового пояса на примере Екатеринбургской агломерации
Концепция формирования лесопаркового пояса на примере Екатеринбургской агломерации
Номер в каталоге
82
Участвовал в
Рейтинг 2016
Раздел
Архмолодежь
Номинация
Дипломный проект
Награды
  • SPD
Авторский коллектив
Город постройки
Екатеринбург

Описание

 

В качестве лесопаркового пояса предлагается понимать: часть пригородной зоны (пригородные городские леса, лесные парки, загородные парки, дачные поселки, а также сельскохозяйственные угодья и т.п.), прилегающая к административным границам населенного пункта.

 

В качестве лесопарковых территорий предлагается понимать:

  1. Одна из основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов;
  2. Лесной массив предназначенный для отдыха в условиях свободного режима пользования, территория которого приведена в определенную ландшафтно-планировочную систему и благоустроена с сохранением природных ландшафтов и лесной среды.

 

В качестве особо охраняемые природные территории (далее ООПТ) – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны.

 

В качестве городского парка – структурный элемент системы озелененных территорий города, выполняющий рекреационные и архитектурно-художественные функции. Особенно велико его значение в плотно застроенных районах города, где имеется дефицит озелененных пространств.

 

 

Анализ мирового опыта и теоретических исследований позволил выявить факторы, влияющие на организацию лесопаркового пояса и характер взаимодействия природной и антропогенной систем по следующим аспектам:

 

Влияние социально-экономических факторов на развитие отношений территорий лесных парков – мест расселения: в структуре агломерации сформировались лесные парки функциональные зоны которых, не отвечают социальной ориентированности на современном этапе и требующие трансформирования.

Влияние систем расселения на размещение лесопарковых территорий: территорий лесных парков прилегающая к административным границам населенного пункта;

Влияние нормативных факторов на изменение площадных характеристик лесных парков: соответствие норм озеленения, которые изменяются в зависимости от численности населения площадь территорий лесных парков. Территории не отвечающие данным нормам требуют трансформирования;

Взаимосвязь ландшафтного фактора и стратегии развития систем расселения: лесопарковые территории приближенных к ядру агломерации и большим городам агломерации, вдоль транспортных магистралей формируются практически сплошные полосы непорядочной застройки с высокой плотностью населения, с максимальной антропогенной нагрузкой. Актуальными на данном этапе представляется разработка стратегии восстановления природных связей, которая могла бы превратить разрозненные участки в единый природный каркас.

Соотношение эколого-ландшафтных и социально-экономических факторов: переход от модели агрессивной техногенной и антропогенной экспансии к стратегии сбалансированного развития с принятием социально-экологических приоритетов.

 

Анализ мирового опыта и теоретических исследований позволяет рассматривать лесопарковый пояс в структуре агломерации в качестве комплексного, целенаправленного процесса преобразования территорий лесных парков в целях достижения требуемых параметров качества среды, включая изменение функционально-планировочных характеристик, трансформацию территорий и формирование комфортных социально-экологических условий.

 

Для решения поставленных задач представляется необходимым формирование градостроительной программы преобразования лесопаркового пояса. Анализ международного опыта подтверждает необходимость поиска принципов организации лесопарковых территорий в качестве фактора повышения их экологической, социальной и экономической эффективности.

 

На основе рассмотренного практического отечественного и зарубежного опыта организации лесопарковых поясов крупнейших агломераций и систем расселения были сформулированы общие теоретические принципы функционально-планировочной организации лесопаркового пояса: 1. Принцип поясного замещения; 2.Принцип перевода-замещения; 3. Принцип концентрации; 4. Принцип адаптации; 5.Принцип оптимизации транспортной доступности; 6. Принцип нормативного соответствия; 7. Принцип ужесточения нормативной базы.

 

  1. Принцип поясного размещения, который заключается в обязательном устройстве лесопаркового пояса вокруг города, который имеет огромное санитарно-гигиеническое, рекреационное и культурно-бытовое значение (Большой Лондон, Париж, регион Иль-де-Франс, агломерация Рандстад). При этом рекомендуется устройство отдельных крупных «зеленых клиньев» подходящих к городу с разных сторон и по возможности врезающихся в городскую среду, для того что бы пригородные городские районы имели свободный доступ к посещению лесопарков. В случае невозможности создания зеленого кольца вокруг города, в этом случае можно считать достаточным устройство «зеленых клиньев», подходящих к городу с нескольких сторон и по возможности врезающихся в городскую застройку (Большой Берлин, Московская агломерация).

 

2. Принцип перевода-замещения, который заключается в  переводе территорий из одного статуса в другой, компенсируя прилегающими территориями соответствующему данному статусу (Большой Лондон, конурбация Рандстад, Большой Берлин, регион Иль-де-Франс, Московская агломерация).

3. Принцип концентрации, который состоит в том, что бы лесопарковые территории размещались непосредственно вблизи населенных пунктов, включая в себя наиболее ценные природные и культурные ландшафты, ценные биотипы и наиболее живописные места пригородной зоны (Париж, регион Иль-де-Франс, Большой Лондон, Московская Агломерация, Большой Берлин, агломерация Рандстад).

4. Принцип адаптации, который ориентирован на устойчивое сохранение и  развитие территорий переведенных или предполагаемых для перевода в статус лесопарковых и особо охраняемых территорий (агломерация Рандстад, регион Иль-де-Франс, Большой Берлин, Большой Лондон, Московская агломерация).

5. Принцип оптимизации транспортной обеспеченности, который реализуется из российских и советских норм и разработок о положении транспортной доступности лесопарковых территорий. Все пригородные зоны, включая лесопарки, должны быть связаны с городом одним или несколькими видами общественного транспорта, обладающего большой провозной способностью. Затраты по времени на посещение ближних лесопарков не должны превышать 1 часа.

6. Принцип нормативного соответствия, который подразумевает соответствие достигнутых нормативных показателей, выведен исходя из российских методических разработок по нормам озеленения в планировке и застройке городов - 150-200м2 на человека для крупных и крупнейших городов, которые являются обязательными на территории Российской Федерации.   

7. принцип ужесточения нормативной базы, который подразумевает ужесточение природоохранного статуса, охрану границ территорий лесопарков, сохранение и увеличение биотипов, природных и культурных ландшафтов (агломерация Рандстад, регион Иль-де-Франс, Большой Берлин, Большой Лондон, Московская агломерация).

 

Основная стратегия оптимизации лесопаркового пояса в границах екатеринбургской агломерации заключается в последовательном, комплексном преобразовании территории с различной дифференциацией функциональной насыщенности в структуре ядра, первого пояса и второго пояса агломерации.

 

В соответствии с общими принципами предложена теоретическая модель поясной планировочной структуры лесопаркового пояса крупнейшего города и его агломерации, позволяющая четко определить параметры лесопаркового пояса и выделить пояса с дифференцированными подходами к формированию функционально-планировочного и природного каркаса (рис.2).

 

В поперечном направлении выявлены пояса: контактный, промежуточный, переферийный. В качестве характеристики поясов, для каждого сформулированы функционально-планировочные типы. Природные особенности и характер использования территории определяет числовое разнообразие параметров определяемых поясов.

 

Контактный пояс (по функционально-планировочным критериям) –определяет границу с ядром агломерации. Контактному поясу придается исключительно важное значение, так как он призван восполнить недостаток мест отдыха внутри агломерации. Включает наиболее функциональную насыщенность. По характеру использования лесные парки трансформируются в городские парки, под действием сильной рекреационной нагрузки.

 

Промежуточный пояс рекреационный туризм, основной целью которого является отдых на природе, который может быть и активным (являясь разновидностью приключенческого туризма) и пассивным. К активным формам относят: пешие, конные и лыжные походы, альринизм, спелеотуризм, многие виды горных и водных путешествий. К пассивным формам относят: отдых в палаточных лагерях, походы, пикники, рыбалка, и сбор даров природы.

 

Периферийный пояс территории ценных ландшафтов взятых под охрану, с относительно нетронутой природой, охраняемых, заповедных и культурно-исторических территорий. Организация лесных парков как правило ориентировано на научный туризм, экологический туризм, культурно-познавательный туризм. Который содействует охране природных и культурно-исторических компонентов и обеспечивает активное социально-экономическое участие.

  • К научному туризму относят экспедиции ученых, летние полевые практики студентов, иные путешествия, включающие сбор научной информации.
  • К познавательному туризму относят туризм в «классическом понимании». Его разновидностями можно считать туры по наблюдению животных, ботанические экскурсии, археологические, этнографические и палеонтологические, экосафари.
  •  К экологическому туризму относят путешествия в места с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием. Путешествия с ответственностью перед окружающей средой по отношению к ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями.

 

На основе научных трудов, ранее опубликованных проектных решений, концепции, современных тенденций, международной практики и существующих предпосылок по организации лесопарков, были выявлены общие принципы функционально-планировочной организации лесопарков (рис.3):

 

  1. Принцип замещения предполагает перевод территории из одной функциональной зоны в  другую, за счет компенсации перевода прилегающих участков характерных для данной зоны. Так же при перегрузки рекреационной емкости, интенсификация использования может частично приноситься на территорию вне границ территории лесного парка;

 

  1. Принцип экономической привлекательности характеризуется выработкой стратегией градостроительной политики, обеспечивающей интерес инвесторов не только к традиционным сферам вложения, но и новым экономическим проектам направленных без ухудшения экологического состояния;

 

  1. Принцип влияния внешней среды – характеризуется влиянием условных барьеров городской среды, транспортной и инженерной инфраструктуры,  природных компонентов (оползни, овраги и т.д.) на функционально-планировочную организацию лесопарковых территорий.

 

  1. Принцип ландшафтно-функциональной организации – характеризуется функциональной организации лесопарковых территорий в зависимости от ландшафтно-эстетической оценки: определение территорий ограничивающих отдых, определение степени пригодности для развития отдыха, определение территорий для видом рекреационного использования;

 

  1. Принцип поясного планировочного зонирования -  выражается в организации планировочного подхода, качественными характеристиками которого являются распределение активных зон отдыха тяготеющих к периферии, а зоны тихого отдыха своеобразным ядром территории лесного парка с целью наращивания природного ресурса;

 

  1. Принцип  концентрации  группировка зон активного отдыха  на границах природного комплекса;   

 

 

 

На основе научных трудов по функционально-планировочной организации городских парков, которыми занимались - Горохов В. А., Лунч Л. Б. Владимиров В.В., Микулина Е.М., Яргина З.Н.и др. были выведены общие теоретические принципы функционально-планировочной организации городских парков. Стоит учесть, что функционально-планировочная организация городских парков вытекает из принципов по организации лесопарков, поскольку  по функциональной и планировочной насыщенности городской парк тождественен зоне активного отдыха лесопарка. (рис.4):

 

  1. Принцип замещения при сильной нагрузки рекреационной емкости, интенсификация использования может частично приноситься на территорию вне границ территории лесного парка;

 

  1. Принцип экономической привлекательности характеризуется, выработкой стратегией градостроительной политики, расширенными функциями использования активной зоны обеспечивающей интерес инвесторов не только к традиционным сферам вложения, но и новым экономическим проектам направленных без ухудшения экологического состояния;

 

  1. Принцип безбарьерной среды – характеризуется как среда, комфортная при пешеходных движениях групп потребителей, в том числе и маломобильных.

 

  1. Принцип функциональной организации – характеризуется функциональной организацией активной зоны лесного парка в зависимости от социальной ориентированности и специфики лесного парка.

 

  1. Принцип поясного районирования -  выражается в организации планировочного подхода, качественными характеристиками которого являются распределение активных зон отдыха в зависимости от функциональной направленности лесного парка;

 

  1. Принцип  концентрации  архитектурных объектов, объектов благоустройства к главным входам лесного парка относительно внешней планировочной организации;  

 

 

Анализ мирового опыта позволяет рассматривать лесопарковый пояс в структуре агломераций и систем расселения как взаимосвязанную систему особо охраняемых и рекреационных территорий, которые подчиняются в своем развитии принципам территориальной организации, способствующие экологическому равновесию и развитию.  

Сформулированные принципы и теоретическая модель лесопаркового пояса, лесопарков и городских парков позволяют дать рекомендации по комплексному преобразованию территорий лесных парков в целях достижения требуемых параметров качества среды, включая изменение функционально-планировочных характеристик, трансформацию территорий и формирование комфортных социально-экологических условий.

 

 

Во второй главе «Анализ Екатеринбургской агломерации в контексте функционально-планировочной организации лесопаркового пояса» рассмотрены основные проблемы организации лесопаркового пояса в структуре Екатеринбургской агломерации можно отнести следующие факторы:

  • Экологические;
  • Геологические;
  • Эстетическая деградация природных территорий;
  • Раздробленность природных территорий;
  • Агрессивная антропогенная и техногенная нагрузка;
  • Несовпадение интересов всех различных групп пользователей;
  • Несоответствие функциональной организации лесопаркоых территорий современному контексту развития  агломерации.

 

В результате противоречий, между лесопарковым поясом и екатеринбургской агломерацией  сформировались следующие конфликты:

  • Между характером использования и природным потенциалом территории;
  • Между функционально-социальной насыщенность и потребностями населения в рекреационных зонах;
  • Между уровнем благоустройства и рекреационной нагрузкой;
  • Между условиями инвестиционной привлекательности и существующими подходами к организации лесопарковой среды;
  • Между характером регламентации использования лесопарковых территорий и принципами экологической устойчивости.

 

Комплексный анализ факторов, влияющих на лесопарковый пояс екатеринбургской агломерации, характеризующий состояние природных объектов, условия жизнедеятельности населения и функционально-планировочные параметры преобразуемой среды, позволил наметить основные направления оптимизации.

 

В качестве основы организации лесопаркового пояса предполагается принять корректировку территорий лесных парков согласно нормам озеленения, наполненность востребованными функциями, соответствующей архитектурной и инженерной инфраструктурой в целях привлечения населения и повышения экономической эффективности территории и устойчивости экологического баланса. 

 

На первом этапе выполняется корректировка площадных показателей норм озеленения лесных парков по отношению к численности населения.

 

На втором этапе предполагается распределение секторов на основе теоретической модели поясной планировочной структуры лесопаркового пояса крупнейшего города и его агломерации. Выделаются перспективные направления развития лесопарковых территорий в зависимости от природного, культурно-исторического и антропогенного потенциала территорий. 

 

На третьем этапе выделяются активно используемые зоны лесных парков, которые находятся в пешеходной доступности от крупных жилых образований, требующих трансформации функционально-планировочной организации отвечающих условиям городских парков и относятся к кратковременному и ежедневному отдыху.

 

На четвертом этапе выделяются лесопарки второго и третьего пояса,

требующих трансформации функционально-планировочной организации отвечающих условиям природного, культурно-исторического и антропогенного потенциала территорий. 

 

Учитывая существующий характер градостроительного освоения лесопаркового пояса, можно отметить сильную антропогенную и техногенную трансформацию лесопарковых территорий в центральной части агломерации и преобладание неосвоенных территорий периферийной части агломерации. В связи с этим представляется необходимым дифференцированный подход к определению организации хозяйственного использования лесопаркового пояса екатеринбургской агломерации основанные на «Методических рекомендациях архитектурно-планировочной организации мест загородного кратковременного отдыха», КиевНИИПградостроительства, 1980г.:

 

  • Лесопарковый пояс расположенный в контактном поясе до 25 км от ядра агломерации (примыкающий к городу Екатеринбургу) подлежит максимальной трансформации. По проектному предложению активно используемые лесопарки частично переводятся в городские парки с сохранением статуса ООПТ. Перевод лесопарков в статус городских парков компенсируется за счет перевода прилегающих к ним участков городских лесов в статус лесных парков.

 

По хозяйственному использованию зона контактного пояса подразделяется на:

 

Активную зону (городские парки) – которая занимает 30% от общей площади территории лесных парков контактного пояса. Рекреационная нагрузка составляет от 70-100 чел/га. Благоустройство и оборудования территории по типу паркового. Дороги и площадки занимают до 25-30% территории.

Зону пешего отдыха – занимает 25%.  Рекреационная нагрузка составляет 50-70 чел/га. Дорожно-тропиночная сеть составляет до 18-20% от всей территории.

Зона тихого отдыха – занимает 45% от общей площади контактного пояса. В данной зоне природная среда наносит следы урбанизации. Рекреационная нагрузка составляет 10-20 чел/га. Дорожно-тропиночная сеть занимает от 5 до 7% от всей территории.

 

  • Лесопарковый пояс промежуточного пояса находящийся  на расстоянии от 25 км от ядра агломерации оптимизирован по хозяйственному использованию на развитие активного и пассивного отдыха.

Активная зона в структуре промежуточного пояса занимает около 20%. Рекреационная нагрузка составляет 50-70 чел/га. Дорожно-тропиночная сеть занимает 18-20% от общей площади.

Зона пешего отдыха занимает 45% от общей площади пояса. Рекреационная нагрузка составляет 10-20 чел/га. Дорожно-тропиночная сеть составляет от 5 до 7% от общей площади.

Зона тихого отдыха – составляет 45% от общей площади пояса. Рекреационная нагрузка составляет 5-10 чел/га, дорожно стропиночная сеть составляет не более 6%.

 

  • Лесопарковой пояс в структуре периферийного пояса агломерации характеризуется  максимальным сохранением экосистем и организации природных заповедников, по хозяйственному использованию оптимизирован под агротуризм, научный туризм, этнографические парки.

Зона активного отдыха занимает 10% от общей площади периферийного пояса. Рекреационная нагрузка составляет 20-50 чел/га. Дорожно-тропиночная сеть занимает 10-15%.

Зона пешего отдыха – занимает 45% от общей площади пояса. Ландшафт остается нетронутым в естественном состоянии. Рекреационная нагрузка – 1,5 чел/га.

 

 

В соответствии с рассмотренной стратегией предлагаются приемы формирования на примере Оброшинского и Московского лесопарков, которые по территориальному расположению попадают в зону контактного пояса:

 

  • Для обеспечения целевого назначения лесопарка, площадь его территории должна варьироваться от 500 до 1000 га. Чрезмерные крупные лесопарки осложняют ведение лесопаркового хозяйства и затрудняют осуществление режима охраны территории. В лесопарках площадью до 500 га с высокой рекреационной нагрузкой деление на функциональные зоны производиться. Режим ведения хозяйства соответствует зоне активного отдыха.

Общая площадь двух парков составляет 1977,8 га, что укладывается в рекомендации.

 

  • По периметру лесопарка организуется «фасад лесопарка», чистая ландшафтная полоса от 150 до 300 метров, без каких сооружений со сквозными пешеходными проходами в глубину массива.

 

  • Концентрации активных видов рекреационной деятельности и массового отдыха сгруппированы на границах природного комплекса (естественный характер ландшафта сохранен на 45% от общей площади), преимущественно на безлесных участках или занятых малоценными компонентами.

 

  • Требования к степени благоустройства территории лесного парка на основе методических рекомендаций (КиевНИИПградостроительсва).

 

  • Требования к функциональному зонированию на основе рекомендаций по изысканию и проектированию лесопарков (Государственный комитет СССР по лесу).

 

  • Критические рекреационные нагрузки (70-100 ч/га) зафиксированы в зоне активного отдыха и должны перехватывать до 70% от общего количества отдыхающих.

 

  • Зона активного отдыха закладывается от 300-500 м (в отдельных случаях 800-1000) в глубину лесного парка.  

 

  • Изменение статуса Московского лесопарка, а значит и вид хозяйственной деятельности в статус  городского парка[1], С целью компенсации недостатка свободных пространств и мест отдыха во внутренних районах города. Компенсация уменьшения территории лесных парков за счет перевода прилегающих к ним участков лесов в статус лесных парков, в данном случае на территорий природного парка «Истоки Исети».

 

  • Обеспечение видов рекреационной деятельности, отвечающим потребностям всех социальных групп населения.
  • Придание каждому парку индивидуального содержания, путем как сложившихся на сегодняшний день видов деятельности, так и использования природно-ландшафтных, историческо-охранных, градостроительных особенностей, а так же мифов и легенд.

 

  • Дифференциация и ранжирование лесных парков по градостроительной значимости за счет выделения как рекреационных территорий преимущественно городского значения, преимущественно агломерационного значения, специальной направленности и природоохранного назначения.

 

  • Привлечение инвестиций и частного предпринимательства в зону активного отдыха лесного парка за счет расширенных функций ведения хозяйственной деятельности.

 

 

Основные выводы и результаты

 

1. Анализ отечественного и зарубежного опыта формирования и организации функционально-планировочной структуры парковых и лесопарковых территорий позволил определить следующее:

  • Лесопарковые зоны формируются как одно из основных звеньев в градостроительной концепции развития крупнейших городов и их агломераций, которые призваны выполнять важную задачу, органически связывая урбанизированную и природную среду;
  • Основополагающую роль в формировании активных зон играет транспортная доступность наличие населенного пункта, т.к. эти факторы способствуют к перехватыванию рекреационной нагрузки на свои территории (до 70% от всех посетителей лесопарков).

2. Современные тенденции, приемы и механизмы регулирования организации лесопаркового пояса крупнейших городов и их агломераций позволили определить 7 общих принципов:

  1. Принцип поясного размещения, который заключается в обязательном устройстве лесопаркового пояса вокруг города, который имеет огромное санитарно-гигиеническое, рекреационное и культурно-бытовое значение (Большой Лондон, Париж, регион Иль-де-Франс, агломерация Рандстад). При этом рекомендуется устройство отдельных крупных «зеленых клиньев» подходящих к городу с разных сторон и по возможности врезающихся в городскую среду, для того что бы пригородные городские районы имели свободный доступ к посещению лесопарков. В случае невозможности создания зеленого кольца вокруг города, в этом случае можно считать достаточным устройство «зеленых клиньев», подходящих к городу с нескольких сторон и по возможности врезающихся в городскую застройку (Большой Берлин, Московская агломерация).
  2. Принцип перевода/замещения, который заключается в  переводе территорий из одного статуса в другой, компенсируя прилегающими территориями соответствующему данному статусу (Большой Лондон, конурбация Рандстад, Большой Берлин, регион Иль-де-Франс, Московская агломерация).
  3. Принцип концентрации, который состоит в том, что бы лесопарковые территории размещались непосредственно вблизи населенных пунктов, включая в себя наиболее ценные природные и культурные ландшафты, ценные биотипы и наиболее живописные места пригородной зоны (Париж, регион Иль-де-Франс, Большой Лондон, Московская Агломерация, Большой Берлин, агломерация Рандстад).
  4. Принцип адаптации, который ориентирован на устойчивое сохранение и  развитие территорий переведенных или предполагаемых для перевода в статус лесопарковых и особо охраняемых территорий (агломерация Рандстад, регион Иль-де-Франс, Большой Берлин, Большой Лондон, Московская агломерация).
  5. Принцип оптимизации транспортной обеспеченности, который реализуется из российских и советских норм и разработок о положении транспортной доступности лесопарковых территорий. Все пригородные зоны, включая лесопарки, должны быть связаны с городом одним или несколькими видами общественного транспорта, обладающего большой провозной способностью. Затраты по времени на посещение ближних лесопарков не должны превышать 1 часа.
  6. Принцип нормативного соответствия, который подразумевает соответствие достигнутых нормативных показателей, выведен исходя из российских методических разработок по нормам озеленения в планировке и застройке городов - 150-200м2 на человека для крупных и крупнейших городов [19], которые являются обязательными на территории Российской Федерации.   
  7. Принцип ужесточения нормативной базы, который подразумевает ужесточение природоохранного статуса, охрану границ территорий лесопарков, сохранение и увеличение биотипов, природных и культурных ландшафтов (агломерация Рандстад, регион Иль-де-Франс, Большой Берлин, Большой Лондон, Московская агломерация).

 

3. Рекомендации по изысканиям и проектированию лесопарков СССР, опубликованные ранее проектные решения, концепции, современные тенденции международной практики позволили сформулировать общие принципы функционально-планировочной организации лесопарков:

  1. Принцип замещения – заключается в переводе территорий из одной функциональной зоны в  другую, за счет компенсации перевода прилегающих участков характерных для данной зоны. Так же при перегрузки рекреационной емкости, интенсификация использования может частично приноситься на территорию вне границ территории лесного парка;
  2. Принцип экономической привлекательности - характеризуется выработкой стратегией градостроительной политики, обеспечивающей интерес инвесторов не только к традиционным сферам вложения, но и новым экономическим проектам направленных без ухудшения экологического состояния;
  3. Принцип влияния внешней среды – характеризуется влиянием условных барьеров городской среды, транспортной и инженерной инфраструктуры,  природных компонентов (оползни, овраги и т.д.) на функционально-планировочную организацию лесопарковых территорий.
  4. Принцип ландшафтно-функциональной организации – характеризуется функциональной организации лесопарковых территорий в зависимости от ландшафтно-эстетической оценки: определение территорий ограничивающих отдых, определение степени пригодности для развития отдыха, определение территорий для видом рекреационного использования;
  5. Принцип поясного планировочного зонирования -  выражается в организации планировочного подхода, качественными характеристиками которого являются распределение активных зон отдыха тяготеющих к периферии, а зоны тихого отдыха своеобразным ядром территории лесного парка с целью наращивания природного ресурса;
  6. Принцип  концентрации -  заключается в группировки зон активного отдыха  на границах природного комплекса. 

 

4. Определены общие теоретические принципы функционально-планировочной организации городских парков, поскольку  по функциональной и планировочной насыщенности городской парк тождественен зоне активного отдыха лесопарка. 

  1. Принцип замещения заключается в том, при сильной нагрузки рекреационной емкости, интенсификация использования может частично приноситься на территорию вне границ территории лесного парка;
  2. Принцип экономической привлекательности характеризуется, выработкой стратегией градостроительной политики, расширенными функциями использования активной зоны обеспечивающей интерес инвесторов не только к традиционным сферам вложения, но и новым экономическим проектам направленных без ухудшения экологического состояния;
  3. Принцип безбарьерной среды – характеризуется как среда, комфортная при пешеходных движениях групп потребителей, в том числе и маломобильных групп населения.
  4. Принцип функциональной организации – характеризуется функциональной организацией активной зоны лесного парка в зависимости от социальной ориентированности и специфики лесного парка.
  5. Принцип поясного районирования -  выражается в организации планировочного подхода, качественными характеристиками которого являются распределение активных зон отдыха в зависимости от функциональной направленности лесного парка;
  6. Принцип  концентрации  характеризуется концентрацией архитектурных объектов, объектов благоустройства к главным входам лесного парка относительно внешней планировочной организации;  

 

5. Выше перечисленные принципы легли в основу общей теоретической модели. Они раскрывают основные положения теоретической модели функционально-планировочной организациипарковых и лесопарковых территорий в структуре лесопаркового пояса, которые направлены на целенаправленное преобразовании территории и балансе природных и искусственных компонентов ландшафты. Это позволяет обеспечить эффективное использование природных территорий и повысить инвестиционную привлекательность, за счет упорядовачивания дифференцированно выявленных поясов по видам хозяйственного использования, благоустройства и районирования территории.

Для каждого пояса сформулированы функционально-планировочные типы хозяйственного использования, которые основаны на природных особенностях и характере использования территории, что определяет параметрв определяемых поясов.

Контактный пояс (по функционально-планировочным критериям) – определяет границу с ядром агломерации, средний размер контактного пояса по примеру рассмотренных аналогов варьируется до 20 км от центра агломерации. Контактному поясу придается исключительно важное значение, так как он призван восполнить недостаток мест отдыха внутри агломерации. По характеру использования лесные парки в данном поясе трансформируются в городские парки, принимая на себя основную рекреационную нагрузку, с обязательным сохранением природоохранного статуса.  

Основной целью Промежуточного пояса является отдых на природе, который может быть как активным (являясь разновидностью приключенческого туризма), так и пассивным. К активным формам относят: пешие, конные и лыжные походы, альпинизм, спелеотуризм, многие виды горных и водных путешествий. К пассивным формам относят: отдых в палаточных лагерях, походы, пикники, рыбалка, и сбор даров природы. Размер промежуточного пояса варьируется от 20 до 40 (45) км от центра ядра агломерации.

Периферийный пояс охватывает территории на расстоянии от 50 км  и более от центра агломерации, в него входят ценные природные и культурные ландшафты взятые под охрану, с относительно нетронутой природой, охраняемые, заповедные и культурно-исторические территории. Хозяйственная деятельность лесопарков должна быть ориентирована на научный туризм, экологический туризм, культурно-познавательный туризм, который содействует охране природных и культурно-исторических компонентов и обеспечивает активное социально-экономическое участие посетителей.

 

6. Анализ лесопарковых и парковых территорий на предмет соответствия или несоответствия существующего лесопаркового пояса Екатеринбургской агломерации позволил выявить основные проблемы, которые заключаются в следующем:

  • Отсутствие восточного сектора в структуре лесопаркового пояса Екатеринбургской агломерации, что ведет в экологическому дисбалансу между планировочной организацией и принципами поясного размещения лесопаркового пояса;
  • Отсутствие подходов к организации развития инвестиционной привлекательности лесопарков Екатеринбургской агломерации;
  • Низкий уровень благоустройства лесопарков, что не соответствует современным запросам населения в организации рекреационной деятельности;
  • Агрессивная рекреационная нагрузка на внутригородские лесопарки, что ведет к утрате последующих.
  • Соответствие транспортной доступности и рекреационных зон.
  • Несоответствие норм озеленения лесопарковых территорий в структуре ядра агломерации, согласно СНиП II-60-75** Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов.
  • Конфликт между характером регламентации использования лесопарков и принципами экологической устойчивости.

 

7. Определение основных характеристик и принципов функционально-планировочной организации лесопаркового пояса, лесопарковых и парковых территорий позволило сформулировать рекомендации к функционально-планировочной оргпнизации, которые заключаются в следующем:

  • Частичный перевод  лесопарковых территорий первого пояса агломераций, на которые воздействует агрессивная рекреационная нагрузка в статус городских парков, с сохранением статуса ООПТ;
  • Предложены зоны активного развития рекреации в структуре лесопаркового пояса первого и второго поясов агломерации, c учетом развития населенных пунктов, природного потенциала и транспортной доступности;
  • Увеличение территорий лесопарков в границах МО Екатеринбург в соответствии с нормативными данными, до 28,5 тыс.га;
  • Выявлены направления юго-восточного сектора, которые нуждаются в сохранении, для поддержания  экологического баланса и в оптимизации рекреационного развития.
  • Предложено функциональное зонирование и характер хозяйственного использования лесопаркового пояса и лесопарков в качестве программы градостроительного регулирования рационального использования территорий, проведение которой способствует повышению качества и уровня жизни в результате формирования комфортной среды.

 

 

 

 

 

 


[1] Московский лесопарк по проекту переведен в статус городского парка.