work-Статья "Визуальное восприятие как основа системы пропорционирования в творчестве Андреа Палладио"
Статья "Визуальное восприятие как основа системы пропорционирования в творчестве Андреа Палладио"
Номер в каталоге
76
Участвовал в
Рейтинг 2017
Раздел
Архитектурная наука, педагогика и публицистика
Номинация
Научная деятельность
Авторский коллектив

Описание

Полный текст статьи с иллюстрациями

Творчество великого Андреа Палладио (1508-1580) оказывало и продолжает оказывать огромное влияние на формирования отношения к архитектуре как искусству, в основе которого лежат принципы гармонических закономерностей в организации пространства, в создании объемов, в характере разработки деталей. Это влияние объясняется тем, что в любом своем сооружении Палладио обращается к чувству красоты, которым одарен каждый человек, а также благодаря тому, что он был одним из тех великих зодчих, кто обладал умением наделять свои сооружения “божественной гармонией”.

Палладио просто объясняет тайну красоты зодчества: “Красота является результатом красивой формы и соответствия целого частям, частей между собой, а также частей целому”. Но в кажущейся простоте слов зодчего заключен ключ к разгадке его творчества.

Красота – результат красивой формы – вот первый постулат Палладио. Красивой формой Палладио считал окружность и квадрат. Мудрым чутьем художника он угадывал эстетическое постоянство и символическую всеобщность этих форм.

Понятие, связанное с красотой круга и квадрата берет начало еще у Пифагорейцев. Круг является символом совершенной формы в культурах многих народов. (Даосская Йога утверждает: “Истинная природа воплощает в себе как сущностную природу, так и вечную жизнь и символизируется кругом, представляющим ее нематериальную субстанцию, свободную от разрушения, которое представляет ее духовное тело…”. Мы знаем девять кругов Ада у Данте, нам знакомы центрические сооружения эпохи Возрождения. Исходя из интерпретации чисел пифагорейской школы Платоном и его последователями, совершенным геометрическим образованием считался именно куб. Небезынтересно привести высказывания по этому поводу ученика крупнейшего гуманиста ХV века Марселино Фечино Франческо Каттани (1466-1520 гг.): “…Мы знаем также, что кубический номер выражает полноту и завершенность, и, когда число возводят в куб, это объясняет все его совершенство. Мы называем число два линейным, благодаря тому, что оно имеет сходство с линией. Если ты умножаешь два на само себя, это будет четыре, а это число имеет сходство с пространством. Если ты вновь умножаешь четыре на два, это будет число восемь, которое имеет сходство с телом. Дальше умножение не идет, удовлетворяясь тремя членами: длиной, шириной и высотой и поэтому куб – последнее действие с числом и последнее его совершенство”. Далее Каттани уточняет постулат, воспринятый у Пифагорейцев следующим образом: “…Когда основание куба кратно четырем, куб подходит к высшему завершению прогрессии и не может двигаться дальше. Поэтому в природе каждого куба обозначено высшее совершенство каждого. Неудивительно таким образом, если Пифагорейцы (как утверждает Теон) клялись, что число четыре происходит в нашей душе от бесстрастной природы… Отсюда проистекают возможности души, которая постепенно движется – она совершенствуется”. В подсознании куб разворачивается в систему квадратов (как итог визуальной дифференциации), в квадрате четыре стороны и в данном случае совершенство и красота понятия интегральные.

Второй постулат Палладио состоит в том, что Красота в его понимании является результатом “соответствия целого частям, частей между собой, а также частей целому”. Для разъяснения смысла сказанного, следует обратиться к современнику Андреа Палладио - к Джакома да Виньоле (1508-1580 гг.), ибо стремление разгадать тайны закономерностей гармонических формообразований и создать определенные правила поиска красоты были присущи всем великим зодчим той эпохи, в которой жил и творил Палладио. Это было жизненно необходимо, так как зодчество развивалось на базе использования ордерных систем, гармонический строй которых был заложен еще в античности. “Я пришел к заключению – пишет Виньола, -  что те из них (ордера), которые по суждению большинства кажутся более красивыми и являют нашему взору более изящество, обладают к тому же некими определенными, и менее сложными числовыми отношениями и пропорциями”. Следовательно, Андреа Палладио, говоря о соответствии частей, имел в виду пропорции. Серьезность этой проблемы подчеркивает все тот же Виньола, указывая на то, что “…Каждое наше чувство наслаждается этой пропорциональностью и как далеки от нее те вещи, которые нам не нравятся, что прекрасно и убедительно доказывают нам музыканты”. Теперь зададимся вопросом: что имел в виду Виньола, говоря о менее сложных числовых отношениях. И что же это за суждения “большинства”? Попытаемся ответить на этот вопрос. Самым простым числовым соотношением является соотношение 1:1, т.е...