work-Художественная традиция в современной крымскотатарской архитектуре и дизайне
Художественная традиция в современной крымскотатарской архитектуре и дизайне
Номер в каталоге
38
Участвовал в
Рейтинг 2020
Раздел
Архитектурная наука, педагогика и публицистика
Номинация
Научная деятельность
Награды
  • silv
Организация-автор
Авторский коллектив

Описание

Аннотация: В статье представлена художественная традиция в современной крымскотатарской архитектуре и дизайне. Исследуется отражение этническое своеобразие крымско-татарской архитектуры в современных архитектурных решениях. На обширном историко-культурном материале показано формирование интерьера и дизайна в крымско-татарского народа. Установлено, что современные крымскотатарские рестораны и кофейни характеризуются умелым сочетанием цивилизованных удобств и привнесением в интерьер этнических мотивов.

Ключевые слова: архитектура, дизайн, интерьер, кафе, крымскотатарский народ, ресторан, традиция.

 

ART TRADITION IN MODERN CRIMEAN TATAR

ARCHITECTURE AND DESIGN

Franzhulo Valeriya

 

Annotation : The artistic tradition in modern Crimea architecture and design is presented in the article. A reflection of ethnic originality of Crimean-Tatar architecture in modern architectural decisions is investigated. On vast historical and cultural material, forming of interior and design is shown in the Crimean-Tatar people. It is set that the modern Crimean Tatar restaurants and coffee shops are characterized able combination of the civilized comforts and introducing in the interior of ethnic reasons.

Keywords: architecture, design, interior, cafe, Crimea people, restaurant, tradition.

 

Актуальность статьи. Крымскотатарский народ всегда уважительно относился к собственной истории и культуре. Любовь к историческим корням прошлого отчетливо прослеживается не только в литературных произведениях и в кинематографе.

Архитектурным объектам принадлежит одно из важнейших мест в общем культурном наследии народа. Сама крымскотатарская архитектура является отражением художественных традиций народа.

Исследованиями в области градостроительства и архитектуры Крыма занимались авторы: О.Акчокраклы [1], А.П. Григорьев [2], И.В. Зайцев [4], Е.В. Крикун [5] и др.

Цель статьи провести краткий анализ и выявить традиции в нынешнем  зодчестве Крыма на сегодняшнем этапе. В современных архитектурных решениях нашло отражение этническое своеобразие крымскотатарской архитектуры. Это проявляется в: интерьерных идеях; подборе элементов декора; освещении; планировочных решениях; оформлении фасада.

Каждый вид архитектурных объектов требует самостоятельного изучения, и, соответственно, новых видов научных разработок, опирающихся на существующий материал [7, c.116].

Ярким подтверждением этого стала планировка бахчисарайского кафе с поэтичным названием «Алие». Здесь четко прослеживаются традиции устройства крымскотатарского дома.

В частности, устройство кафе включает в себя двор (азбар), поделенный на 2 части: нижний дворик и верхний. При этом верхний уровень кафе оформлен в виде компактного сада. В нем, согласно крымскотатарской бытовой культуре, имеются живые беседки, образованные лозами винограда и развесистыми ветвями фруктовых деревьев. Испокон веков именно так организовывалось крымскотатарское жилище.

Здесь имеется также традиционная калитка, открывающая вход в соседний двор. Согласно архивным сведениям, в прежние века крымские татары могли практически не выходить на улицу, если им надо было пройти на рынок. Такие калитки делали доступным двор соседей, с которыми всегда старались поддерживать хорошие отношения.

В кафе «Алие» в нижнем дворе располагаются технические и кухонные помещения. Как правило, крымскотатарские заведения дают возможность посетителям выбирать зал, оформленный в этническом стиле или же в европейской стилистике.

При этом в обоих двориках кафе имеются красивые фонтаны, что создает камерную уютную обстановку. Здесь, опять-таки, имеется отсылка к архитектурным традициям: фонтаны и разные варианты устройства проточных струй — это самая характерная черта Бахчисарая. В исторических свидетельствах XIX века есть такое упоминание: «почти на всех улицах, лавках и домах находятся фонтаны» [6, с.143].

Возможности оснащать жилые помещения фонтанами обусловливаются большим количеством горных источников этой местности. Кроме того, в каждом городском квартале фонтан присутствовал в обязательном порядке.

Крымские татары бережно хранят память об исторических фонтанах. Многие из них подверглись реконструкции. В настоящее время они являются составной частью архитектурного облика старого города. Кроме того, в Бахчисарае можно видеть сохранившиеся фрагменты старых фонтанов. Конечно, они не функционируют, но их могут использовать в качестве ограды дома или какой-либо постройки.

В зажиточном доме Бахчисарая фонтаны считались частью естественного бытового устройства. Так, в воспоминаниях Эвлии Челеби, турецкого путешественников XVII века, древняя часть города (Эски-Юрте) на момент его путешествия утратила свою принадлежность к Бахчисараю. Эски-Юрте постепенно разрушался и превратился в ветхое селение, в котором насчитывалось не более 300 домов. Тем не менее, в каждом из них «... протекали живые воды» [8, с.59].

В Бахчисарае много кафе. Они по своей стилистике отвечают традициям татарского дома. В них обязательно есть фонтан. Удивительный по своей красоте фонтан в форме нескольких кувшинов, замерших в одной композиции, присутствует в Караван-сарае «Салачик» (архитектор Айдер Ягъяев).

В ресторане «Джеваль» в самом центре внутреннего дворика сооружена выразительная композиция из каменной чаши. Архитекторы поработали с подсветкой, которая волнующе светится всю ночь.

Если пройти дальше по улице, то можно увидеть обычный жилой дом, который украшен «теремэ». Это остроконечный архитектурный элемент второго уровня, который поддерживается по периметру причудливо изогнутыми кронштейнами. Как полагают некоторые исследователи, такой архитектурный элемент имеет отсылку к древнеримской и византийской культуре (жилые дома в Помпеях) [6, с.323]. Интересно, что в русском языке лексема «терем» имеет именно крымскотатарское происхождение.

Крыша здания покрыта знаменитой черепицей с характерным названием: «татарка». Согласно архитектурным традициям, дымоход здесь не прячется. Наоборот, его словно выпячивают и подчеркивают красивой облицовкой.

Кроме того, характерным признаком крымскотатарской архитектуры стал низкий спуск карниза к двору. При этом он подшивается досками, которые переплетаются в причудливый и красивый орнамент. Важно, что это не только художественный элемент, но и практическая необходимость. «Крыша обычно спускается довольно широким навесом «сачах», чтобы давать тень, а также защищать от дождя глиняные стены»[6, с.296].

Говоря о заведении «Салачик» хочется отметить восхитительно красивые карнизы входной группы. По архитектурному решению они полностью идентичны башне бахчисарайского ханского дворца. Нависающая крыша обозначается сочной лексемой «сачах». Этот архитектурный элемент встречается во многих жилых постройках города до сих пор.

Согласно современным исследованиям, много идентичных элементов в устройстве домов прослеживается в турецкой и крымскотатарской культуре. Во многом это объясняется схожестью климата, когда нависающая крыша отбрасывает тень на значительную часть двора.

Схожая религия и близость культурных связей Оттоманской Порты и Крымского ханства сказывается в аналогичности архитектурных и бытовых решений. Но однозначного мнения у исследователей нет по поводу влияния турецкой архитектуры на крымскотатарскую. Стамбульские эксклюзивные художественные решения не всегда воспринимаются в крымскотатарском этносе.

По мнению многих исследователей, крымские татары склонны к интеграции с азиатскими традициями: «принесенных из глубин Азии самобытных традиций» [6, с.60]. Ярким примером в этом отношении стал стрельчатый портал входных зон в домах и объемная архитектурная форма — «айван».

Архитектурный акцент над входной группой требовался, поскольку средневековые улицы Бухары или Самарканда были очень узкими. Этот архитектурный нюанс актуален до сих пор. Например, именно таким образом оформлен ресторан «Джеваль».

Входная группа являет собою массивную сплошную ограду, в которой неожиданно и поэтому очень выразительно возвышается стрельчатая арка. Сквозь нее просматриваются решетки калитки и великолепная чаша фонтана.

Здесь же можно видеть традиционную азиатскую террасу с плоским перекрытием. Ее поддерживают мощные столбы, между которыми на ветру развеваются легкие шторы. И, конечно, ни один крымскотатарский двор не обходится без фуруна для выпечки лепешек и хлеба. Фурун — это глиняная печь, которая топится углем и разогревается до самых высоких температур. В исторических исследованиях есть упоминания о такой печи: «У каждого дома в небольшом дворе можно увидеть печь для хлеба — фурун» [6, с.88].

«Джеваль» — это ресторан, в котором собрано максимальное количество этнических архитектурных связей на самом компактном участке. При этом обязательным условием бытового устройства является подчеркнутая чистота как во дворе, так и в доме. Путешественники древнего времени отмечают: «На дворе подле дома мы находим такую же чистоту, как и в доме» [6, с.392].

Кроме того, благодатный климат обусловил пышную растительность в каждом дворе. Украшение дома цветами — это обязательное условие крымскотатарского жилища: «перед каждым домом, в особых ящиках у террасы, растут вьющиеся цветы» [6, с.88].

Большое внимание уделяется также мощению дворового пространства. Наполнение предметно-пространственной среды является яркой характеристикой при формировании образа пространства [2, c.74].

В ресторане «Джеваль» в качестве плитки использовался ракушечник, который в момент укладки ставится на ребро. Тем самым он складывается в красивый рисунок, имеющий отсылку к характерным татарским орнаментам. Аналогично обустраивались и городские улицы. Путешественники XIX века рассказывают о бахчисарайских улицах: «вымощены крупным известковым камнем» [6, с.410].

Во время реализации каких-либо строительных проектов для крымскотатарского зодчества свойственен постепенный характер. Какие-то художественные идеи возникают не сразу, проект может расширяться и совершенствоваться. Во многом это зависит от наличия финансов, которые позволяют улучшать проект со временем. Этот принцип отразился и в реализации ресторана «Джеваль». Генеральный директор проекта Дилявер Мамбетов основную идею, заложенную в архитектурную концепцию, дополнял деталями и уточнял по мере продвижения строительства.

Аналогичный метод использовался в строительстве Караван-сарая «Салачик». Изначально здесь была устроена кофейня в первом уровне. Затем появилась красивая входная группа с этническими архитектурными элементами. И в самом конце начались работы по устройству террасы, наполненной эклектическими решениями. Здесь можно увидеть и современную европейскую мебель, и татарские беседки, наполненные национальными орнаментами. Здесь же журчит обязательный для крымскотатарской архитектурной культуры фонтан. А венчает сооружение красивая входная группа, оснащенная крупными воротами с коваными элементами.

Проект продолжает развиваться. В ближайшем будущем здесь планируется возведение гостиницы. Этот же путь прошли строители, работая над кафе «Алие». Здесь уже работает гостиница, а этнический характер проявляется во всех интерьерных решениях.

Цветовая система крымскотатарского интерьера довольно сложная знаковая структура [2, c.73].

В Евпатории есть аскетичная средневековая башня. В ней, кажется, отсутствуют любые проявления декоративных элементов. Но татары восстановили ее, и в настоящее время интерьер башни подсвечивается из окон, украшенных изысканными витражами. Напомним, вплоть до XVI века витражи можно было увидеть только в ханском дворце.

О том, насколько крымскотатарское общество дорожит своими традициями, можно судить по тому, что на территории кофейни оборудован музей. Помимо изысканных угощений и расслабленного отдыха, посетителям предложат полюбоваться древними татарскими атрибутами быта.

Здесь представлены деревянные, металлические и глиняные предметы декоративно-прикладного искусства. В экспозиции много текстильных изделий, ведь в крымскотатарской культуре с большим уважением относятся к шелку и льну. Музей находится в третьем ярусе башни.

Что касается интерьера, то он полностью отвечает идеям устройства крымскотатарского жилища: «В каменных стенах устраиваются ниши, служащие шкафчиками. На возвышении пола вдоль стен комнаты, сэтт, настилаются матрацы – «миндер» для сиденья. На стенах висят расшитые полотенца, каллиграфические надписи с изречениями из Корана. Вдоль стен, выше окон, прибиваются полки, на которые размещается разнообразная медная посуда изготовления местных мастеров… В состав содержимого меблировки комнаты входит низенький четырехугольный столик «софра»...» [6, с.297-298].

Внутри можно видеть традиционные матрацы, на которых полно красивых подушек. Здесь же повсюду расставлены низкие диваны и столики, которые называются «софра». Они красиво дополняют интерьер кофейни и выглядят очень органично.

Касаясь культурного отдыха в кофейне, то оно немыслимо без музыкального сопровождения. Тихая музыка здесь слышится повсюду, что настраивает посетителей на лирический лад. Это же отмечают и древние путешественники: «Для публичных забав служат первым местом кофейные дома, в коих наблюдаются отменный во всем порядок, чистота и для всех приятная музыка» [6, с. 148].

Резьба — важная часть крымскотатарского интерьера. Причем она была доступна только самым зажиточным горожанам. «При ханах в Крыму была распространена резьба по дереву и инкрустация. Резные потолки до сих пор украшают старинные городские дома...» [6, с.91].

В оформлении ресторана «Джеваль» резьба используется очень активно. Ее можно видеть в банкетном зале не только на стеновых панелях, но и на потолке.

Большое значение при формировании интерьера в крымскотатарских домах отводится освещению. Для турецкой и крымскотатарской культуры свойственно использование многоярусных светильников и массивных люстр, украшенных хрустальными или стеклянными подвесками. Например, в ханском дворце часто можно было видеть роскошные люстры от венецианских мастеров [6, с.224].

Турецкие светильники в больших количествах импортируются в административные и социальные здания, а также в рестораны и кафе. Причем они могут резко отличаться по цвету стекла. Играя на цветовой гамме, мастера умеют создавать камерные, экспрессивные или утонченно-интимные интерьеры.

Из Турции импортируется в больших количествах и дорогой текстиль. Он также становится частью украшения интерьера. Современные дизайнеры стараются максимально точно воспроизводить шедевры крымскотатарского ткачества. Оно было наполнено узорами и особенно тонким орнаментом [6, с.484-485].

Однако полноценное возрождение ткачества — это спорный вопрос, который требует соответствующего технического оснащения. В большей степени крымские татары добились воспроизведения исторической керамики.

Во многих залах ресторана «Джеваль» можно увидеть керамические шедевры от Рустема Скибина. Вазы, чаши и кувшины создают особую этническую атмосферу и словно приглашают посетителей любоваться своими изгибами.

Атмосфера в них царит самая умиротворенная, каждому гостю дарится покой и хорошее настроение. Это соответствует описаниям древних крымскотатарских домов: «в убранстве комнат заметно стремление создать уют и комфорт, все рассчитано на покой и отдых…» [6, с.181].

Таким образом, обаяние современных крымскотатарских ресторанов и кофеен обусловливается умелым сочетанием цивилизованных удобств и привнесением в интерьер этнических мотивов.

 

 

Список литературы

 

  1. Акчокраклы О. Крымско-татарские и турецкие исторические документы XVI –XIХ вв., вновь поступившие в Крымский Центрархив // Бюллетень центрального архивного управления Крымской АССР. – Симферополь, 1932, – №2 (8).
  2. Григорьев А.П. «Книга путешествия» Эвлия Челеби – источник по истории Крыма XIII – XVII вв. // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. III. – Л., 1974.
  3. Григорьева М.Б. Ведущие композиционные компоненты традиционной мусульманской архитектуры // Таврический научный обозреватель. – 2015. – № 2-2. – С. 71-74.
  4. Зайцев И.В. Крымская историографическая традиция XV – XIX веков : пути развития: рукописи, тексты и источники. ИН-т востоковедения РАН. – М. : Вост. лит., 2009. – 304 с.
  5. Крикун Е.В. Памятники крымскотатарской архитектуры (XIII – XХ вв.). – Симферополь: Крымучпедгиз. – 1998. – 111 с.
  6. Крымские татары: Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре. – Симферополь: Доля, 2005.– 568 с.
  7. Нагаева З.С., Буджурова Л.А., Керимов Э.С.И. Исторические особенности и современные аспекты развития архитектуры в Крыму // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. – 2014. – №3 (7). – С.108-115.
  8. Эвлия Челеби. Книга путешествия. Крым и сопредельные области. – Симферополь: Доля, 2008. – 269с.