work-Проект памятника святителю Иннокентию (Вениаминову) в «Культурно-просветительском центре» Краеведческого музея Иркутской области в селе Анга
Проект памятника святителю Иннокентию (Вениаминову) в «Культурно-просветительском центре» Краеведческого музея Иркутской области в селе Анга
Номер в каталоге
24
Участвовал в
Рейтинг 2023
Раздел
Проекты
Номинация
АрхиАРТ
Награды
  • silv
Город постройки
с. Анга, Качугский района, Иркутская область

Описание

Место размещения скульптуры

В 2017 году в Иркутской области, в селе Анга Качугского района открыт филиал Иркутского областного краеведческого музея – Культурно-просветительский центр имени свт. Иннокентия (Вениаминова). В составе комплекса объектов центра выстроена церковь свт. Иннокентия (Вениаминова). Авторский коллектив архитекторов ООО СНИИПРИ «НАСЛЕДИЕ» Яковлев К.А., Яковлев А.В., Лобов С.А., Морева Е.В. ,конструкторы Пинайкин И.П. и Ильин В.А. воспроизвели здание храма в лучших традициях деревянного зодчества. Свято-Иннокентьевский храм стал центром духовной и архитектурно-градостроительной концепции музея и значительно повлиял на сценическую идею самого памятника.

Идея

Художественная идея скульптурной композиции памятника, по мнению нашего авторского коллектива, это в первую очередь отражение великой миссионерской деятельности Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, Апостола Америки и Сибири. Наш авторский коллектив поразила подвижническая деятельность святителя Иннокентия, достигнутая через преодоление тысяч верст пути. Пешком, на собаках и оленях Святитель приходил и обращал туземцев в православную веру без всяких настояний, организовывал школы для детей, учил туземцев иконописному, сапожному, столярному и плотницкому делу.
Образ Святителя Иннокентия в нашей художественной концепции – это проповедник, идущий по нехоженому и непроторенному пути. В нашем проекте путь Святителя обозначен длинной тропой от старой сельской церкви Святого Илии Пророка в глухом селе Ангинском Иркутской губернии, места крещения ещё Иоанна Попова, к общественному признанию личного подвига – храму Свято-Иннокентьевскому , названного в ознаменование его миссионерского служения.

Описание памятника

Скульптурная композиция памятника размещена на видовой оси, связывающей входы в старую сельскую церковь Святого Илии Пророка и новый Свято-Иннокентьевский храм. Видовая ось в нашем проекте это путь Святителя от первого храма- старой сельской церкви, где он был крещён сам до памятного места – современного Свято-Иннокентьевского храма. Образ святителя Иннокентия изображен идущим тернистым путем среди крупных каменных блоков с культовыми символами - наскальными рисунками местных народов - охотников и собирателей, проповедующих ещё язычество на неосвященных территориях далекой окраины России. Наскальные рисунки – это копии наиболее известных и узнаваемых пиктограмм алеутов, якутов и народов Камчатки и Командорских островов. Извилистая тропа выложена диким природным камнем с площадкой вокруг памятника для обзора скульптуры Святителя и возложения цветов. Сама скульптура Святителя отливается из бронзы, имеет высоту 3 м и изображает проповедника, на пути просвещения народов. Одеяние Святителя лишено богатства и излишества, одежды и волосы развиваются по ветру, символизируя движение и искренность намерений святителя. В левой руке у сердца Святитель Иннокентий держит Слово Божия, которое переводил на многие наречия местных народов и нёс, исполняя своё миссионерское служение в Русской Америке, Камчатской, Курильской и Алеутской епархии.

Историческая справка

Будущий Апостол Америки и Сибири родился в глухом селе Ангинском Иркутской губернии, в бедной семье пономаря местного храма. В метрической книге сельской церкви осталась запись: «26 августа 1797 года у пономаря церкви Святого Илии Пророка Евсевия Попова родился сын Иоанн». Селение Анга, взрастившее свт. Иннокентия, получило в православном мире широкую известность. Расположилось оно в среднем течении реки Анги, впадающей в Лену. В 1682 г. стольником и воеводой Илимского воеводства князем И. П. Гагариным на пропитание Киренского монастыря отведена была вверх по Лене Ангинская заимка с пахотными и сенокосными угодьями. Эта заимка и положила начало селу Анга, длительное время бывшему вотчиной Киренского Свято-Троицкого монастыря, основанного в 1663 г. В 1808 г. Иван Попов прибыл из Анги в Иркутск на обучение в духовной семинарии. В этой семинарии пришлось прожить мальчику 11 лет, и здесь раннее сиротство и отсутствие домашней обстановки отразились на его характере.

В 1822 г. Иркутский епископ Михаил получил указание Святейшего Синода о том, что на остров Уналашка, на Алеутские острова, входившие тогда в состав Иркутской епархии, нужно послать священника. Насчет того, каким образом явилось у отца Иоанна желание отправиться в такую далекую страну, сам Владыка писал много лет спустя: «Когда этот выходец, Иван Крюков, уже простившийся со мною совсем и на прощание все еще убеждавший меня ехать на Уналашку, – в тот же самый день, при прощании своем с Преосвященным (у которого и мне случилось быть в то время), стал рассказывать об усердии алеутов к молитве и слушанию Слова Божия, – то (да будет благословенно Имя Господне) я вдруг и, можно сказать, весь загорелся желанием ехать к таким людям. Живо помню и теперь, как я мучился нетерпением, ожидая минуты объявить мое желание Преосвященному, и он точно удивился этому, но сказал только: посмотрим». После долгого колебания Преосвященный, наконец, дал свое согласие». 7 (20) мая 1823 года отец Иоанн выехал из Иркутска, вместе с женой, годовалым сыном, матерью и братом, на миссионерское служение в Русскую Америку. От Якутска до Охотска – расстояние более тысячи верст – пришлось ехать на лошадях. Последняя стадия пути была проделана на корабле Российско-Американской компании, который шел из Охотска до Новоархангельска и прибыл на Ситку 20 сентября 1823 г. По прибытии он получил назначение на Уналашку - главный остров Алеутского архипелага.

В течение этого времени отец Иоанн обратил в Православие всех жителей острова. За десять лет миссионерского служения на Уналашке, он вместе с алеутами, выстроил и освятил храм во имя Вознесения Господня – в память об Иркутском Вознесенском монастыре. Освоил шесть наречий местных племен, составил азбуку из славянских букв и грамматику, катехизис и наиболее употребительные молитвы и церковные песнопения. Им был создан на алеутском языке краткий курс православной догматики и нравственности «Указание пути в Царствие Небесное», написанный просто и доступно. За время пребывания на Ситке отец Иоанн завершил «Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка» и начал книгу «Замечания о колошском и кадьякском языках и отчасти о прочих наречиях в Российско-американских владениях», которая, как и грамматика алеутского языка, удостоилась лестных отзывов специалистов и внесла много нового в науку. В 1838 году он закончил перевод на алеутский язык Евангелия от Матфея. На острове Ситка отец Иоанн прослужил пять лет.

8 ноября 1838 г. о. Иоанн Вениаминов принимает решение о поездке в Петербург, с целью донести до правительствующего синода проблемы, связанные с миссионерской деятельностью в отдаленнейшем краю – в Америке, на Алеутских островах, а также по изданию его книг, написанных на алеутско-лисьевском языке. Жена его с остальными детьми поехала на родину, в Иркутск, где сыновья о. Иоанна, Иннокентий и Гавриил, собирались поступать в семинарию. Переход на корабле «Николай» из Новоархангельска в Кронштадт был совершен в рекордно короткий срок: за семь месяцев и четырнадцать дней. Иоанн Вениаминов прибыл в июне 1839 года в Петербург. Через некоторое время отправился в Москву. Первым, кого посетил он, еще не в знакомом городе был Митрополит Филарет (Дроздов), который стал для него наставником и другом на всю оставшуюся жизнь.

Святейший Синод принял решение об увеличении штата священно- и церковнослужителей в американских владениях России. Иоанну Вениаминову было разрешено печатать свои переводы, и, кроме того, за свои долголетние апостольские подвиги он был награжден званием протоиерея. 25 ноября 1839 года в Иркутске внезапно скончалась его супруга. Потрясенный горем батюшка хотел немедленно ехать на родину к осиротевшим детям, но святитель Московский Филарет увидел в этом указание Божие и стал убеждать отца Иоанна принять монашество. Целый год отец Иоанн не мог решиться на этот подвиг, ездил молиться в Троице-Сергеевскую и в Киево-Печерскую Лавры. И, наконец, 29 ноября 1840 года протоиерей Иоанн Вениаминов был пострижен митрополитом Филаретом в монахи с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. На другой день новопостриженный монах Иннокентий был возведен в сан архимандрита, а затем его пожелал видеть император Николай I. Тем временем Святейший Синод принял решение образовать новую Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархию и обратился к Государю с просьбой утвердить одного из трех кандидатов на кафедру. Одним из них был архимандрит Иннокентий, которого и утвердил император. 15 декабря 1840 года состоялась его архиерейская хиротония. В Америку Иннокентий вернулся уже в качестве епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Прожив в Новоархангельске после приезда более семи месяцев, Преосвященный Иннокентий отправился обозревать свою епархию и 4 мая 1842 года на корабле отплыл с острова. 1 сентября 1842 года Преосвященный Иннокентий Вениаминов прибыл на Камчатку, в Петропавловский порт. Пробыв в Петропавловске всю осень, и дождавшись снеговой дороги, епископ Иннокентий отправился на собаках вглубь Камчатки. 10 января 1843 года он прибыл в Тигильскую крепость. В сентябре 1843 года преосвященный Иннокентий вернулся из трудного и долгого путешествия по Камчатке и Охотскому побережью, проехав пять тысяч верст на собаках и отчасти на оленях. Обращение туземцев в православную веру шло успешно и почти без всяких настояний миссионеров.

Начиная с 1850-х гг. расширилось строительство церквей и часовен в якутских улусах. С 1855 г. в Якутске начал работу комитет для перевода священных и богослужебных книг на якутский язык во главе с протоиереем Димитрием Хитровым, который в начале 1857 г. был командирован в Москву и Петербург для издания переводов. Работал он плодотворно, и в 1857-58 гг. были изданы 8 книг, в т. ч. «Священное Евангелие на якутском языке», «Краткая грамматика якутского языка, составленная протоиереем Д. Хитровым». За свою плодотворную миссионерскую деятельность среди народов далекой окраины России епископ Иннокентий в 1850 году был возведен в сан архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1852 г. Святейший Синод согласовал вопрос об отделении Якутской области от Иркутской епархии. 24 августа 1852 вышел указ Святейшего Синода о том, что Якутская область присоединена к Камчатской епархии Архиепископская кафедра была переведена в Якутск, и в сентябре того же года Преосвященный Иннокентий прибыл на постоянное жительство в Якутск, поселился в Спасском монастыре.
Когда оживились переговоры об определении русско-китайской границы, святитель, бывший горячим сторонником освоения приамурского края, получил в январе 1856 года указ Святейшего Синода совершить путешествие к устью Амура. Архиепископ сплавился по реке, побывал в Айгуне где встретился с китайским амбанем. Вернулся в Якутск 1 декабря 1856 года. Весь следующий 1857 год архиепископ Иннокентий снова провел в путешествиях – сначала на реки Вилюй и Олекму, а потом в Америку. Архиепископ Иннокентий (Вениаминов) жил в Якутске 7 лет, с 1853 по 1860 годы.

Как человек, преданный своей Родине, близко принимавший к сердцу ее интересы и радеющий о ее величии, Высокопреосвященный Иннокентий проявлял большую заботу о благоприятном для России разрешении амурского вопроса. С этой целью он сам предпринял путешествие по Амуру и составил подробную записку «Нечто об Амуре». В 1858 году на месте Усть-Зейской станицы был заложен новый город. Его назвали Благовещенском – в память Благовещенской церкви в Иркутске, где Преосвященный Иннокентий начинал свое служение. В мае 1858 года святитель Иннокентий заложил здесь храм Благовещения Пресвятой Богородицы. И в том же 1858 году в Благовещенск из Якутска была перенесена кафедра Камчатской епархии. Летом 1862 года Преосвященный Иннокентий переселился в Благовещенск на постоянное жительство. Особое внимание Иннокентий уделял миссионерской деятельности: орочены, эвенки, гиляки, гольды, айны, тунгусы, якуты были постоянно согреты его заботой. По его инициативе и при его личном участии в эти годы был подготовлен и издан тунгусский букварь и словарь, азбука для якутов на их родном языке. Иннокентий делал переводы на якутский язык церковных произведений, на гольдский и маньчжурский языки учебных грамматик. Подвижническая деятельность Иннокентия Вениаминова продолжалась на Амуре до 1868 года.

18 января 1868 года в Благовещенск прибыло с эстафетой срочное послание из Санкт-Петербурга от обер-прокурора графа Д. А. Толстого о состоявшемся назначении его Московским митрополитом, наследником святителя Филарета: «Государь Император Всемилостивейше назначил Ваше Высокопреосвященство митрополитом Московским, - читал архиепископ Иннокентий поданную ему телеграмму, - искренно поздравляю Вас и с Вами московскую Вашу паству; желательно было бы, если бы Вы скорее прибыли в Москву, если здоровье позволит». С особой торжественностью приветствовали митрополита Иннокентия в его родном Иркутске, где провел Дни Великого Поста владыка, а на Страстной седмице уединился в Вознесенском монастыре, где часто и подолгу молился у мощей своего небесного покровителя святителя Иннокентия Иркутского. После пасхальных торжеств Владыка побывал в родном Ангинском, где в последний раз поклонился родным могилам, благословил земляков и близких. Пятого января 1878 года исполнилось десять лет со времени назначения владыки Иннокентия Митрополитом Московским.
В 1879 году здоровье Владыки ухудшилось. Предчувствуя близость кончины, он перечитал давно составленное завещание и распорядился пожертвовать деньги из своих собственных капиталов церкви родного села Ангинского. Подошло время Великого поста. Не изменяя своему обычаю, Владыка ежедневно просил переносить его в храм на время службы. В воскресные дни непременно причащался Святых Христовых Таинств. Не переставал следить за текущими делами.
На Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя соборовать. Последний раз приобщался в Великий четверг. 30 марта 1879 года он потребовал к себе преосвященного Амвросия (позднее епископа Харьковского) для чтения канона на исход души.

«Святитель Иннокентий положил много сил на создание грамматики алеутского языка не только в силу необходимости, продиктованной миссионерскими целями, но и потому, что он ясно осознавал: передать все «прелести» языка, способного выражать возвышенные чувства, описывать красоту природы, никакие переводы, даже самые искусные не могут. И это обстоятельство заставило автора грамматики приложить к теоретической части труда 12 текстов древних алеутских песен. В своих записках он донес до нас глубокие и древние знания алеутов, описал многие аспекты их богатой духовной культуры, начала положительных знаний — астрономии и счисления времени, фольклор, народные предания и песни, а также древние представления, красочную обрядность, уже в те времена вытесняемую христианством.
23 сентября (6 октября по новому стилю) 1977 года Священный Синод Русской Православной Церкви, воздав славу и хвалу Господу, определил: приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, причислить к лику святых, благодатию Божиею прославляемых, и совершать его память дважды в год — 31 марта, в день блаженной кончины, и 23 сентября — в день его прославления. 10 июня память святителя Иннокентия празднуется вместе со всеми Сибирскими святыми, прославленными в 1984 году.