work-Концепция территориального развития (эскиз застройки) Театрального спуска в Ростове-на-Дону
Концепция территориального развития (эскиз застройки) Театрального спуска в Ростове-на-Дону
Номер в каталоге
70
Участвовал в
Рейтинг 2018
Раздел
Архмолодежь
Номинация
Курсовой проект
Город постройки
Ростов-на-Дону

Описание

Ростов-на-Дону- крупнейший город на юге России, административный центр Южного федерального округа и Ростовской области. Обладающий комплексом унаследованных потенциалов: выгодное территориальное расположение, сосредоточение наземных, воздушных и водных транспортных магистралей, развитая экономика. Но с каждым годом город становится всё больше, возрастает антропогенная нагрузка, увеличиваются темпы экономического и технического роста. Общество всё больше погружается в инновационную, информационную среду. В связи с масштабной урбанизацией территорий – оказывается невосполнимое воздействие на окружающуюся среду. Поэтому при архитектурном и градостроительном проектировании необходим комплексный подход, охватывающий все сферы жизнедеятельности человека, способный при качественном анализе и рациональном использовании ресурсов вывести градоэкологический потенциал города на новый уровень, а также повысить его туристическую, культурную и образовательную привлекательность.

Для достижения вышеперечисленных целей предлагается проект территориального развития одного из важнейших участков в структуре общегородского центра, представленного в виде градостроительного узла - Театрального спуска.

Проектируемая территория расположена в границах общегородского центра Ростова-на-Дону. С востока участок ограничен улицей Нижегородской, с запада - переулком Грибоедовским. С севера – главной площадью города – Театральной. В направлении запад – восток, по рассматриваемой территории проходит ул. Закруткина. Участок имеет выраженный рельеф, разница отметок составляет более 65 метров. Составив краткую историческую справку проектируемого участка было установлено, что Театральный спуск, до включения в ХХ веке, города Нахичевани в состав Ростова-на-Дону, - находился на окраине города и фактически являлся границей между этими городами. По данным из исторических документов в то время здесь располагался комбинат, который обслуживал ассенизаторские машины и мусоровозы. После объединения Нахичевани и Ростова поверх свалки стихийно заселились люди - в основном рабочие портов, мукомольного завода и другой промышленности, которая находится ниже по склону у реки Дон. Поэтому при разработке проекта мы столкнулись с проблемой загрязнения почвы, негативно влияющей на всю экосистему города.  Большое содержание загрязняющих веществ, тяжёлых металлов и газа метан оказывают незаметный, но невосполнимый урон окружающей среде. Имеются данные, что метан относится к токсическим веществам, действующим на центральную нервную систему человека. Накапливаясь в закрытом помещении, и почве метан становится взрывоопасен. Проявляет наркотические свойства, наркотическое действие ослабляется малой растворимостью в воде и крови. Класс опасности — четвёртый. Метан — второй по значимости парниковый газ в атмосфере Земли (после углекислого газа).

Для решения выше установленных проблем концепцией предлагается многоступенчатая система функционального зонирования территории, с развитым подземным пространством. Которая позволит не только вывезти и обезвредить заражённую почву на специальные полигоны, за счёт чего будет качественно улучшена экологическая обстановка в центре города, но и более рационально использовать данную территорию. Развести транспортные и людские потоки в разных уровнях, увеличить площадь застройки, что сделает проектируемую территорию более инвестиционно-привлекательной, появится возможность размещения подземных парковок, что в настоящее время актуально для города. За счёт размещения большинства функционально-коммерческих площадей в подземной части, стало возможным использовать принцип «открытого горизонта», без визуальных преград. Основной идеей композиционно-планировочного решения было: организация фланкирующей застройки по обе стороны от композиционной оси, совмещение в центральной части функционально-коммуникационной и рекреационных зон, что было достигнуто благодаря устройству террасированной эспланады. Расположенная перпендикулярно горизонталям, она выступает в роли ядра жёсткости, связывающего рельеф, принимает на себя постоянную и временную нагрузку, природного и увеличенного антропогенного характера. Завершается 8-м этажным медиа центром и имеет подземный этаж, переходящий в подземный уровень набережной, через которую напрямую можно выйти к причалам.  Для визуальной связи с рекой Дон было предложено устройство водной галереи (каскад фонтанов), которая завершается большим водоёмом. В зимнее время года может быть использована в качестве катка.

Рекреационный и градозащитный потенциал проектируемой территории ярко выражен в виде зоны променада во 2м уровне запроектированного объёма (протяжённые, озеленённые многофункциональные пространства, структурно связанные с эксплуатируемыми кровлями, предлагаемой разноэтажной застройки, по принципу тканевых структур).  С восточной и западной стороны от эспланады расположены многофункциональные здания - комплексы, которые включают: жилую функцию, расположенную в отдельно стоящих домах опорах, территория между, используется как общегородские пространства. Торговая, культурно-развлекательная и образовательная функции расположены в линейном 2х этажном объёме протяжённостью 750м и имеют связь с 1-м уровнем эспланады с помощью лифтово-лестничных коммуникаций. Данное архитектурно-планировочное решение благоприятно воздействует на аэрацию и инсоляцию проектируемого участка с учётом климатических условий территории. Застройка Театрального спуска завершается гостиничным комплексом в форме арки (высотой выше 170м, с учётом подземных этажей). Функционально-планировочная структура генерального плана разработана таким образом, чтобы интегрировать прибрежную территорию в существующую структуру города. Озеленённые территории города, это органическая часть архитектурно-планировочной структуры, которая формируется и развивается на фундаменте взаимодействия урбанизированных и природных факторов. На Зелёном острове, напротив Театрального спуска, предложено разместить многофункциональное высотное сооружение для акцентирования основной градостроительной оси города - реки Дон. Организация движения транспортных и людских потоков осуществляется в 3х уровнях таким образом, чтобы исключить взаимное пересечение потоков. Организация движения транспортных средств на данном участке предлагается осуществлять с помощью тоннелей, расположенных в широтном направлении. Это наглядно продемонстрировано на схеме движения транспорта и пешеходов, а также на взрыв-схеме. Связью между существующими памятниками архитектуры и проектным предложением является расположенный с южной стороны от стелы «Воинам-освободителям» музей города Ростов-на-Дону, который имеет два отдельно стоящих объёма и подземную часть, расположенную под эспланадами. Данный объект имеет связь с подземным интерактивным музеем войны, основной вход и выход из которого осуществляется через фонтанную площадь, со стороны стелы, для большего психоэмоционального восприятия. Расположение музейного объёма и транспортной инфраструктуры запроектировано таким образом, что подъезд к фондохранилищу осуществляется через подземный уровень, где так же расположена парковка для сотрудников и посетителей музея. Это делает приём и выдачу экспонатов более свободной и безопасной. Границы береговой линии были сдвинуты в сторону застройки для увеличения водной акватории и создания «марины». Организован мол, с причалом городского и областного значения, включающие в себя зону ожидания, рекреационную зону, музей ростовского порта, кассы, выставочные пространства, зоны питания, образовательные зоны. Таким образом, мы получаем не только интегрированную в структуру города градо-экологическую модель, но и дополнительные пути развития инфраструктуры, например, развитие водного сообщения между соседними городами и областями, развитие туризма. Использование эксплуатируемых кровель (с большим покрытием озеленения) в качестве рекреационной зоны позволяет не только повысить экологичность строительства и стабилизировать эко-баланс городской среды, но и увеличить количество мест отдыха и пребывания людей. За счет удаления от проезжих частей такие рекреационные зоны более благоприятно влияют на самочувствие и психоэмоциональное состояние людей. Устройство парковок с эксплуатируемой кровлей, предлагаемое в проекте решает сразу несколько задач. Машины находятся в определённом месте под присмотром, увеличивается внутридомовое пространство, появляется дополнительная площадь для озеленения, возможность размещения на данных площадях детских и спортивных зон. Городская структура в непрерывном развитии должна рассматриваться как система различных функциональных узлов в их взаимодействии благодаря коммуникационным связям.