work-Концепция застроки территории в жилом районе "Новокольцовский" в Екатеринбурге
Концепция застроки территории в жилом районе "Новокольцовский" в Екатеринбурге
Номер в каталоге
24
Участвовал в
Рейтинг 2018
Раздел
Концепции
Номинация
градостроительные комплексы
Награды
  • silv
Город постройки
Екатеринбург

Описание

Новокольцовский – это один из перспективных жилых районов в северо-восточной части города, предусмотренный новым Генеральным планом г.Екатеринбурга 2015 года. На территории района уже функционирует международный выставочный центр, планируется устройство Зоопарка и научно-технического парка «300 Парк» к 300-летию г.Екатеринбурга. Все это делает его одним из новых центров притяжения общественной жизни города. Вместе с тем, наличие экологического природно-ландшафтного окружения задает новый стандарт комфорта для жителей района.

Новый район имеет выгодное расположение между центром города и международным аэропортом «Кольцово». Близость к кольцевой автодороге и скоростной автомагистрали, ведущей из центра города в аэропорт, формирует хорошую транспортную доступность района для жителей, пользующихся личным транспортом. В системе развития общественного транспорта г.Екатеринбурга предусмотрена организация рейсового автобусного сообщения района с центром города. Кроме того, непосредственно на территории нового района планируется расположение остановки пригородного электропоезда, соединяющего железнодорожный вокзал и аэропорт «Кольцово», что позволит жителям в любое время быстро и удобно добраться до центра города.

Существующая улично-дорожная сеть района еще не организована, внешние границы сформированы с северной стороны Старым Сибирским трактом, с восточной стороны - Екатеринбургской кольцевой автодорогой, с южной стороны - Кольцовским трактом. Начато формирование улично-дорожной сети в районе международного выставочного центра.

Перспективная улично-дорожная сеть, предусмотренная проектом планировки района Новокольцовский, представляет собой радиально-кольцевую систему. Непосредственно территория жилой застройки расположена в северо-западном сегменте.  С юго-восточной стороны жилая территория ограничена полосой отвода ЛЭП, проходящей через центр района Новокольцовский. Восточный сегмент района – это производственная зона, а южная и центральная части - территория общественно-деловой застройки. Таким образом, весь район представляет собой  устойчивую модель градостроительного развития, которая включает весь набор элементов городской жизни: жилье, места приложения труда, социальную инфраструктуру, деловой и общественный центр, развлечения и досуг, рекреационные пространства.

Участок проектирования расположен в северной части планировочного района Новокольцовский и занимает территорию в 95 Га, а также 29 Га является территорией перспективного развития. Основные проектные ограничения формируются ЛЭП 220-500 кВ, проходящей через центр района Новокольцовский с запада на восток, разделяющей жилую и общественно-деловую застройку. И санитарно-защитной зоной территории ПК 2,3,4, расположенной в восточной части района. Расположенная там в данный момент птицефабрика ликвидируется и не оказывает вредного воздействия на перспективную жилую застройку (Письмо МУГИСО № 17-01-82/7371 от 02.06.2015)

Основные характеристики, выявленные при анализе существующего эскиза застройки:

  • Отсутствие комфортной и разнообразной среды для проживания человека;
  • Обособление социальных территорий - школ и ДДУ - от дворовых территорий;
  • Отсутствие комфортного дворового пространства;
  • Неэффективное использование дворовых пространств
  • Большая высотность жилых домов (средняя этажность 10 этажей)
  • Отсутствие соразмерности территорий;
  • Большая ширина улиц между жилыми домами;
  • Большой размер каждого жилого квартала (превышает 200м х 200м);
  • Затрудненная пешеходная доступность;
  • Монотонность застройки (все кварталы являются однотипными);
  • Кварталы не создают непрерывного профиля улиц;
  • Отсутствует система открытых общественных пространств

Высотная застройка характерна для градостроительной модели микрорайона, она широко применялась в советское время и показала себя не с лучшей стороны. Основные проблемы микрорайонов – это низкая плотность улично-дорожной сети и маргинализация территории, которая возникает вследствие невозможности формирования закрытых приватных дворовых пространств при большой этажности застройки. Это провоцирует эффект отсутствия ответственности за территорию внутри районных пространств и невозможности формирования комфортного открытого парковочного пространства вдоль внутриквартальных улиц. Как результат, машины внутри жилых дворов, отсутствие масштабности и комфорта городской среды для человека,  плохая инсоляция провоцируют психологический дискомфорт.

В результате проведенного анализа, основываясь на современном опыте по достижению комфортной жилой среды, при проектировании нового варианта застройки территории необходимо решить следующие задачи:

  • Пересмотреть структуру жилого района в пользу квартальной застройки;
  • Уменьшить размеры жилых групп;
  • Уменьшить этажность и повысить горизонтальную плотность застройки;
  • Создать разнообразие в структуре застройки;
  • Выявить высотные и пространственные доминанты;
  • Создать узнаваемость городской среды и удобную навигацию;
  • Исключить паркование автомобилей на внутридворовых территориях;
  • Организовать максимальное количество парковочных мест вдоль и внутриквартальных улиц;
  • Предусмотреть связанность всего района за счет системы общественных пространств, пешеходных связей между основными общественными и социальными объектами притяжения;
  • Активно использовать первые нежилые этажи вдоль внешнего фронта жилой застройки, создавая максимальную социальную активность.

Одной из основной задачей при формировании планировочного решения было обеспечение связанности жилой территории района с системой рекреационных и общественных пространств, а также с деловой частью района и такими элементами притяжения как ЭКСПО центр и перспективный 300 Парк. Система организации пешеходного движения внутри проектируемой жилой территории позволяет жителям проследовать от Карасье-озерского лесопарка в Северной части района через зону жилой застройки через деловой центр района и 300 Парк до ЭКСПО центра получив доступ ко всем основным объектам притяжения.

Несмотря на то, что территория проектирования представляет собой сегмент радиально кольцевой схемы района, ее внутренняя композиция построена на регулярной планировочной системе, позволяющей создать квартальную застройку с оптимальными размерами жилых групп. Основной модуль сформирован сеткой 125х125 м. В такой системе достигается оптимальное соотношение плотности застройки и комфортной этажности, которая варьируется от 6 до 10 этажей. Психологический комфорт жителей вследствие небольшого числа соседей в каждом подъезде и каждой жилой группе обеспечивает эффект социальной безопасности жилой среды.

Кроме того создаются оптимальные размеры дворовых пространств и обеспечиваются хорошие показатели по инсоляции как жилых помещений, так и дворовых территорий. Также в планировочной схеме использована постановка отдельных жилых групп с этажностью до 19 этажей для получения композиционного и силуэтного разнообразия застройки улиц.

Важным элементов в общем композиционном решении застройки является формирование системы общественных парков, скверов, площадей, зон отдыха, объединенных непрерывным пешеходным бульваром, на который также входят объекты социальной инфраструктуры, общественные здания и предприятия сферы обслуживания и торговли, расположенные в первых этажах жилых групп.

Перспективное создание спортивно-рекреационной инфраструктуры Карасье-Озерского лесопарка как места семейного отдыха и занятия спортом, позволит сделать его неотъемлемым элементом экологической системы нового района. Это качественно повысит уровень комфорта и

привлекательности территории, как для будущих жителей района, так и для жителей Екатеринбурга.

Большой пешеходный бульвар сформирован на основе кольцевого маршрута, объединяющего основной пешеходный бульвар внутри жилого района и прилегающие территории 300-парка и делового центра. В местах пересечения бульвара с проектируемой магистральной улицей Новокольцовская проектом предусматриваются надземные переходы, что позволит организовать безопасное и комфортное пешеходное движение.

Малый пешеходный бульвар находится в центральной части жилого района и объединяет все общественные пространства: парки, скверы, площади, а также общественно значимые объекты.

В местах пересечения пешеходной зоны с проектируемыми улицами и дорогами проектом предусматриваются выделенные пешеходные переходы. Ограждающие устройства, контрастный цвет, фактура покрытия и перепад высоты пешеходной зоны в месте пресечения с проезжей частью помогают контролировать скоростной режим транспортных средств и концентрируют внимание, как водителей, так и пешеходов.

Основные культурные и общественные элементы застройки представлены следующими объектами: торговый центр с многоуровневым паркингом, ФОК с открытым скейт-парком, музей с прилегающим благоустройством. Также генеральным планом предусмотрены поликлиника, детская школа искусств и культурно-досуговый центр. Рассредоточенное расположение общественно-культурных объектов позволяет создать направление движения основных пешеходных потоков по системе пешеходных пространств.

Кроме расположенного на въезде в жилой район торгового центра, предусмотрена организация нежилых первых этажей в линии застройки, выходящей на пешеходные улицы, площади и бульвары. Это позволяет создать социальную активность основных пешеходных зон, обеспечить комфорт и безопасность. Все необходимые объекты повседневного обслуживания (предприятия торговли, общественного питания и социально-культурные центры), расположены в шаговой доступности.

Детские сады и школы запроектированы с учетом требуемого числа мест. Нормативные показатели по обеспеченности местами в детских учреждениях выполняются как в границе участка строительства, так и в границах всего проекта.

Размещение школ и детских садов на территории жилого района выполнено с учетом нормативных радиусов доступности. Проектом предусмотрены пять отдельностоящих ДДУ: на 220 мест, на 210 мест и три по 240 мест. Также в границах проекта находится один встроенно-пристроенный детский сад на 50 мест. Запроектированы три среднеобразовательные школы: две на 800 учащихся и одна на 1 200 учеников.

Проектом предусмотрено два варианта хранения личного автотранспорта жителей района: многоуровневые паркинги и открытые автостоянки. Квартальная структура застройки позволяет расположить максимальное число открытых парковочных мест. Все варианты хранения автотранспорта выполнены с учетом нормативных разрывов до фасадов жилых домов. Общее число парковочных мест полностью покрывает потребности жильцов района в соответствии с действующими нормами (МНГП 2015г.) Высокая плотность улично-дорожной сети позволяет эффективно использовать фронт внутриквартальных улиц для открытых парковок в шаговой доступности. Концепция общественного пространства района предполагает использование современных подходов в вопросах организации хранения личного транспорта. Это подразумевает применение новых типов покрытия парковочных мест, позволяющих сократить использование асфальта и увеличить поверхность зеленых насаждений. В частности, возможно использование в качестве покрытия газонной решетки и паркование между деревьями.

Современная практика организации общественных пространств.

Скейт-парк является одним из центричных пространств, предусмотренных в структуре рекреационного каркаса нового района. Комплекс скейт-парка расположен на прилегающей к ФОК территории, что позволяет сформировать удобную функциональную связь. Данный тип общественного пространства широко применяется в современной градостроительной практике, формируя уникальный центр притяжения в структуре застройки для занятия активными видами

спорта. Такой тип спортивных площадок актуален в наши дни у молодежи, и его наличие позволит качественно повысит функциональный уровень рекреационного пространства Новокольцовского.

Центральная площадь расположена в северной части нового района, вблизи музея. Она является элементом в структуре рекреационного каркаса, который позволяет реализовывать различные функциональные сценарии общественных мероприятий. Современные архитектурно-градостроительные решения для данного типа общественных пространств подразумевают комплексное взаимодействие элементов благоустройства. Различные типы покрытия для функциональных зон, трансформируемые малые архитектурные формы, изменяемые сценарии

наружного освещения и другие решения позволяют сформировать привлекательный для жителей событийный центр, который является неотъемлемой частью современного района и местом проведения различных культурно-массовых мероприятий.

Пешеходный бульвар является линейным общественным пространством, которое совмещает в себе различные функциональные процессы: пешеходное движение, коммерческая активность,

рекреационные зоны. Осуществление этих функций и их параллельное взаимодействие основано на эффективном функциональном зонировании. В организации различных зон важен комплексный подход: формирование фасадов первого этажа застройки, элементов благоустройства, различных типов покрытий, уличной мебели и озеленения. Положительное взаимодействие данных элементов позволяет создать разнообразное и сомасштабное общественное пространство, а также обеспечить комфорт и безопасность для жителей.

Низкоэтажная квартальная застройка с высокой горизонтальной плотностью предполагает определенный принцип организации дворовых территорий. Детские игровые площадки формируются на внутриквартальной территории, позволяя организовать комфортную и безопасную среду для прогулок детей. Спортивные площадки и сопутствующие им функции могут располагаться за пределами квартала, в рекреационной зоне пешеходного бульвара. При

этом пешеходная доступность пришкольных стадионов может сокращать расчетный размер площадок для занятия спортом. Функциональное зонирование и элементы благоустройства пешеходного бульвара также увеличивают общий уровень комфорта жилой застройки. Это позволяет создать комфортную и сомасштабную среду не только внутри квартала, но и за его пределами.

Велотранспорт все больше входит в дорожную сеть мегаполиса, становясь его неотъемлемой частью. Рекреационно-пешеходный каркас и профиль улиц Новокольцовского позволяют оптимально интегрировать велосипедные дорожки, используя их как для велопрогулок, занятий спортом, так и для ежедневного передвижения по городу. Кроме того, непосредственная близость Карасье-Озерского лесопарка и его перспективное развитие как рекреационно-досуговой зоны дает возможность создания трассы для даунхилла.